Распоряжение по инновационным площадкам 2020
Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 18.04.2024 № 55-493-мр
Положение об инновационной деятельности
Региональная инновационная площадка
Наименование проекта (программы) организации-соискателя: «Создание образовательной среды с этнокультурным компонентом, способствующей социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста».
Период реализации проекта (программы): 2024 – 2026 год.
Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект (программа): аппробация и внедрение в условиях этнокультурной среды в ДОУ:
— элементов содержания образования, педагогических технологий, форм, методов и средств обучения;
— парциальных, дополнительных образовательных программ.
Цель проекта (программы): создать образовательную среду с этнокультурным компонентом, способствующую социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
Задачи проекта (программы):
- Провести исследования образовательной среды ДОО и сделать анализ с позиции условий этнокультурного компонента.
- Обновить содержание основной образовательной программы и разработать вариативные программы дополнительного образования в части социально – коммуникативного развития в условиях этнокультурной среды.
- Аппробировать и внедрить в образовательный процесс технологии, методы, формы работы, способствующие развитию социально — коммуникативных компетенций детей в условиях этнокультурной среды.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по проблеме создания этнокультурной среды, способствующей повышению социально – коммуникативных компетенций воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями, социальными партнерами в рамках создания этнокультурной среды в ДОО.
- Масштабировать опыт реализации проекта в кругу широкой педагогической общественности .
Руководитель проекта Инкеева Раиса Романовна, заведующий
Модераторы проекта Хамнуева Наталья Михайловна, заместитель заведующего по ОВР; Петрова Екатерина Сергеевна, руководитель МО
В течении работы над проектом создается образовательная развивающая среда в детском саду:
«Русская изба» — создание мини-музея, оформленного в стиле убранства русской народной избы с целью ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
На основе народной культуры бурятского народа создана комната бурятской культуры, целью которой является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Деятельность мини–музея является источником приобщения детей к истории, культуре и традициям бурятского народа.
«Татарская изба» — создание мини-музея, оформленного в стиле убранства татарской избы с целью ознакомления детей с бытом татарской избы и традициями татарского народа; обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о татарском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Музей кукол в национальных костюмах создан показать детям , каких разных национальностей бывают народы мира, познакомить ребят с историей костюмов и их национальным орнаментом.
Создание этнокультурной среды в группах – внесение этнокультурного компонента в игровые центры. В каждой группе ДОУ педагоги оформили уголки по патриотическому воспитанию с элементами этнокультурного направления: куклы в национальных костюмах, макеты жилища бурятского, татарского и русского народов.
На участках детского сада также организована образовательная среда по ознакомлению детей с бытом и костюмами – кукла в бурятском стиле, кукла в русском стиле и кукла в татарском стиле.
Включение педагогами в образовательную деятельность элементов по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и истоками народной культуры, традициями, играми.
В течении года прошли такие проекты как «Сагаалган», «Масленица», «Сабантуй». У нас в детском саду стало традицией — проведение и ознакомление детей с фольклорными традициями (проведение народных праздников).
https://cloud.mail.ru/public/6U31/Gumga33DK
https://cloud.mail.ru/public/12jM/JDgsAz13Y
https://cloud.mail.ru/public/iNhg/esFxw1zQz
https://cloud.mail.ru/public/8GeV/FKXRfMzne
https://cloud.mail.ru/public/o61h/D2EqgrUeR
https://cloud.mail.ru/public/2pXq/7BSXEryij
Социологический опрос родителей по реализации проекта
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры.
В игре ребенок получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Культура народов разных национальностей чрезвычайно богата играми. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаѐтся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Пособие «Сборник народных игр» , (рецензия ) рекомендован к использованию в воспитательно — образовательном процессе. Рассмотрен на педагогическом совете протокол №4 от 24.05.2024 года
Педагогами составлены и апробированны с детьми картотеки нардных игр:
Участие детей в конкурсах разного уровня
- Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Воспитатели России». Федеральный этап (Диплом II cтепени) . Сольное выступление, бурятский танец «Наездница» https://cloud.mail.ru/public/v7um/godnZvneh
- Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Воспитатели России». Федеральный этап (сертификат участника) Вокал: сольное выступление, песня «Топни ножка моя!» https://cloud.mail.ru/public/bVDU/oFS5emG4X
- Муниципальный конккрс мультфильмов «В лесу родилась елочка», номинация: «Лучший мультфильм на бурятском языке» (Грамота, 2 место)
- Муниципальный конккрс мультфильмов на родном (бурятском) языке «Сказки пяти пальцев» (Грамота, 2 место)
- Всероссийский творческий конкурс «Планета мультфильмов», номинация «Мультфильм на родном языке» (Диплом, 2 место)
- Окружной межмуниципальный заочный конкурс «Лучшая образовательная организация с этнокультурной составляющей»(Грамота, 1 место)
Участие педагогов в конкурсах разного уровня
№ | ФИО педагога | Название конкурса | уровень | Результат |
1 | Петрова Екатерина Сергеевна | «Лучшая методическая разработка» — в рамках проектной деятельности | Приказ №210/6 от 26.12.2023 г.
Муниципальный |
1 место |
2 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучшая методическая разработка» — авторская разработка учебно – методического пособия | Приказ №210/6 от 26.12.2023 г.
Муниципальный
|
2 место |
3 | Петрова Полина Александровна | «Лучший педагог этнокультурного образования ДОО» | Грамота
Март 2024 Муниципальный |
1 место |
4 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучший педагог этнокультурного образования ДОО» | Грамота
Март 2024 Муниципальный |
2 место |
5 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучший педагог этнокультурного образования ДОО» | Грамота
Апрель 2024 Окружной |
1 место |
6 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучший учитель родного языка и родной литературы» | Региональный
Приказ №131 от 13.06.2024 |
Лауреат |
5 марта 2024 года в детском саду прошел муниципальный марафон «Грани педагогического мастерства», где приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений района. Воспитатели поделились опытом работы — это занятия, мастер — классы и доклады.
24 апреля в МБДОУ «Осинский детский сад №2» прошел окружной марафон «Грани педагогического мастерства». Педагоги нашего сада поделились своими наработками. Биртанова Мария Викторовна, воспитатель, поделилась своей методической находкой и показала мастер — класс педагогам «Изготовление развивающего планшета»; Багинова Баирма Гуруевна, педагог дополнительного образования продемоснстрировала игровое пособие «По тропам Гэсэра».
Методическое пособие «Сборник методических разработок по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста» , (рецензия) рекомендован к использованию в образовательном процессе. Рассмотрен на педагогическом совете протокол №1 от 30.08.2024 года.
23 октября прошла стажировочная площадка по теме «Реализация этнокультурного компонента в различных видах образовательной деятельности». Одним из важнейших направлений работы детского сада является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента.
Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать большое влияние на духовное-нравственное развитие ребенка.
Мероприятие, в статусе эксперта, посетила Сергеева Татьяна Сергеевна, заведующая лабораторией сопровождения проектов и программ на уровне дошкольного образования ГАУ ДПО ИРО. В работе стажировочной площадки приняли участие 39 педагогов дошкольных образовательных организаций.
В соответствии с заявленным проектом воспитатели показали три направления своей работы. По первому направлению были представлены занятия с детьми «Чудо — напиток — тараг» и «Русские народные головные уборы», «Золотая хохлома». По второму направлению работы показали мастер-классы с педагогами «Народные игры как средство приобщения детей к традиционной культуре своего народа» — «Башлык», «Бурятские обереги», «Народные игры». И третьим направлением работы представили ярмарку с участием детей — «Сундучок добра», демонстрирующая одну из форм работы с родителями. Родители воспитанников подготовили изделия ручной работы в русском, бурятском и татарском национальном стилях, так же блюда национальной кухни. Воспитанники показали небольшой красочный концерт.
По итогам стажировочной площадки, проведенная работа получила у коллег высокую оценку и положительные отзывы. (приглашение на стажировочную площадку)
31 октября в рамках межрегионального сотрудничества в области полингвального образования между Иркутской областью (Осинский муниципальный район) и Республикой Саха (Якутией) детский сад посетила делегация из Якутии. Педагоги поделились опытом работы: гости посетили занятия, активно принимали участие в мастер-классе по играм. Также гостям были подарены сборники, составленные и аппробированные педагогами и прошедшие рецензию (программа)
Ссылка на виртуальный музей ДОУ https://vk.com/club223555529