Технологическая карта конспекта
Возрастная группа детей – старшая группа
Воспитатель: Береговая Н.А.
Тема Сюжетно-ролевой игры – «Морское путешествие».
Цель – Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.
Задачи
Образовательные: учить детей включаться в совместную со взрослым игру, отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле, углублять знания о морских обитателях.
Развивающие: Развивать речевое и ролевое взаимодействие, расширять и обогащать словарный запас, прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность. Бережное отношение к окружающей среде, уважение к труду работников флота.
Интегрируемые образовательные области – «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Вид детской деятельности, лежащий в основе непосредственно образовательной деятельности – игра
Форма работы с детьми – совместная деятельность педагога с детьми.
Используемые материалы и оборудование:
Атрибуты для корабля: детские стулья , флаг России, спасательный круг, якорь, штурвал, нос корабля бинокль, ткань синего цвета, морские обитатели, трап.
Атрибуты для острова: пальмы, камушки. ракушки, водоросли, аквариум, вода , хижина островитян, кукла негритенок
Элементы костюмов: фуражки, тельняшки, медицинский халат, фартук, колпак, костюм для островитянки.
Оборудование : мультимедийный проектор, медицинский набор, кухонный набор, набор продуктов, набор для уборки на палубе, игрушки, куклы, книги.
Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, чтение глав из книги Б. Житкова «Что я видел?»,«Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др., беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: капитан (воспитатель), штурман, врач, кок, матросы, пассажиры, островитянка.
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 этап
Вводно – организационный 1 мин |
Приветствие | Приветствие, установление зрительного тактильного контакта | приветствие | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
2 этап
Мотивационно – побудительный
6 мин |
Беседа с детьми о предстоящей деятельности – приглашение отправиться в морское путешествие.
Распределение ролей. |
Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. | Осознают и принимают поставленную задачу | Внутренняя мотивация на деятельность |
3 этап
Создание образовательной ситуации
13 мин |
Песенка «Капитан»
Презентация «Акулы и обитатели морей» «Человек за бортом!» «Внимание, остров!» |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Стимулирует любознательность, интерес. Поощряет детей к высказываниям. Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное, задают и отвечают на вопросы | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения материала |
4 этап
Практическая работа
4 мин |
Изготовление «кусочка моря» в аквариуме | Организация и проведение практической работы | Наблюдают, рассматривают. Участвуют в обсуждениях. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности. Способность самостоятельно действовать. Любознательность и активность |
5 этап
Рефлексия
1 мин |
Ребята, вам понравилось сегодня? Что вам особенно запомнилось?
|
Подведение итогов с разных точек зрения: качества усвоения знаний, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния | Слушают. Выражают собственные мысли. Обобщают. Делятся впечатлениями | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
|
Цель – заинтересовать детей на предстоящую деятельность.
(5минут) |
В.-
Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите сколько их сегодня много, каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние, волшебные слова нашим гостям! Хором — «ДОБРОЕ УТРО»
В.— Собирайся детвора Нас ждет интересная игра. -Дети, я приглашаю вас в морское путешествие. Согласны? В.— Как вы понимаете пословицу «Один за всех и все за одного!» В.— Верно, если вся команда на корабле дружная. Только благодаря, слаженным действиям команды можно преодолеть все опасности и трудности путешествия. В.- Куда можно отправиться в путешествие? В.— Кого можно встретить в путешествии, на море? В.- Какие опасности могут подстерегать в плавании?
|
Д. Доброе утро и добрый час
Очень рады видеть Вас!
(дети сидят на ковре)
Д. –Да! Д. — Высказывания
Д.-В Африку, на Северный полюс и т. д. Д.- Рыб, кита, птиц, дельфинов, корабли.
Д.— шторм, акулы, рифы, пираты. |
Создание образовательной ситуации | ||
Мотивация детей на предстоящую деятельность
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. |
В.- Под каким флагом мы отправимся в путешествие?
Для путешествия нам нужен корабль, мы уже его с вами построили. Давайте вспомним, что есть у корабля?
В.— Вы дружны?
В.— Вы сильны?
Тогда мы смело можем отправиться в морское путешествие. Но сначала нужно распределить роли. В.- Я тоже буду принимать участие в нашем путешествии, а кем я буду вы узнаете угадав загадку.
Он на мостике стоит И имеет грозный вид Управляя кораблём, А бинокль всегда при нём. В.- А кто умеет хорошо рулить, кого мы выберем штурманом? В.- Кто будет помощниками капитана матросами? В.- Что делают матросы на корабле? В.- Врачом? В.— Повар-кок В.- Пассажирами? |
Д.— Под российским, потому что мы живём в России, мы россияне. Д.- Нос, палуба, каюты, борт, трап и т. д.
Д.— Да!
Д.— Да!
Д.- Капитан
|
Д.- ответы детей
Д.— Ответы детей. Умеют выполнять указания капитана. Д.- Ответы детей. Она знает, где расположено сердце. Остальные органы, может определить пульс, измерить температуру.
Д.- ответы детей. Умеет вкусно готовить.
Дети-пассажиры берут куклы, книги, животных. |
||
Цель: – Активизировать познавательную деятельность детей (25 минут)
|
2 часть — основная |
|
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
|
— Наше путешествие начинается!
. К.- Внимание экипаж построиться К.- Желаю счастливого плавания! Товарищи матросы, приготовьте палубу к приёму пассажиров !Остальным членам команды занять свои места!.
К.- Уважаемые пассажиры! Просим занять свои места!
. К.- Отдать швартовые!
К.- Поднять якорь!
К.- Право руля! Полный вперёд! Так держать!
Капитан обходит команду.
К.- Кок, доложите меню на обед!
К.— С удовольствием! Очень вкусный. Ароматный! Спасибо!
К.— Товарищ судовой врач, как обстоят дела с командой? Никого на борту не тошнит? Никто не жаловался на морскую болезнь? К.- А давайте-ка песню споем, чтобы плыть было весело. Песня «Капитан улыбнитесь»
К.- Всем подняться на борт корабля! Рассказ об акулах. Акул недаром называют грозой морей. Это большие, быстрые, зубастые, сильные рыбы. Зубы у акул растут в несколько рядов в 2-3 в течении всей жизни и постоянно меняются. Когда один выпадает, на его месте вырастает новый. Кожа некоторых акул покрыта чешуёй с острыми шипами, и даже лёгкое прикосновение к ней может привести к серьёзной травме.
К.- Но посмотрите, появились ещё морские обитатели, давайте их назовём.
К.- Молодцы путешествие продолжается
К.-Вы ничего не слышите? Мне кажется кто-то кричит и зовёт на помощь
Кап.- Матрос. Сбросить спасательный круг. Приступить к спасению утопающего.
К.-Да это-же маленький ребенок, как он попал в море?
Кап.— Доктор, окажите мед. помощь пострадавшему. Кап.- Кок, напоите горячим чаем пострадавшего!
К. -Может быть этот ребёнок с ближайшего острова?
К.-Штурман вы видите прямо по курсу остров?
К.-Причалить к острову.
К.- Матросы бросить якорь. Подать трап. К.-Выходим по одному. Идем на остров. Посмотрите как здесь красиво.
К.- Ой какая-то женщина сидит и кажется она плачет. Давайте подойдём поздороваемся и спросим почему она плачет.
Ж.-Я плачу потому-что мой муж и ребенок поплыли на лодке ловить рыбу. Наш маленький ребенок упал в воду, а муж ищет его и не может найти. Ж.- Конечно мой, как он у вас оказался? Ж.-Спасибо вам большое, как же мне вас благодарить. -Сейчас подождите (убегает в хижину, выносит аквариум). – Возьмите может он вам пригодится, мы нашли его на затонувшем корабле. К.- Конечно пригодится. Давайте попробуем сделать море в этом аквариуме. Как вы думаете. что лежит на дне моря? Давайте положим все эти сокровища на дно, а что мы еще должны сделать чтобы получилось маленькое море? К.-Правильно молодцы. Теперь у нас в детском саду будет своё море. Кажется, уже начинает темнеть нам пора в обратный путь. К.— Штурман! Взять курс в родной порт « Радуга». Лево руля! Полный вперёд!
|
Команда выстраивается.
Матросы драят палубу, протирают пыль, убирают мусор. Члены команды надевают фартуки , спец. одежду Пассажиры занимают места.
М.— Есть отдать швартовые!
М.- Есть поднять якорь!
К Право руля! Полный вперёд! Так держать! Ш.- Есть право руля. Полный вперёд!
Музыка: Шум моря, крик чаек!
Кок.- Есть доложить меню на обед! 1 блюдо-Уха 2 блюдо- Макароны по-флотски. 3 блюдо- Компот. Товарищ капитан хотите кофе?
Доктор.- никто не жаловался. Вся команда здорова.
Ш.- докладываю капитану. Товарищ капитан ,прямо по курсу вижу стаю акул(смотрит в бинокль).
Слайды Акул.
Штурман:— Опасность миновала, акулы уплыли.
(дети называют обитателей моря)
Матрос.— Человек за бортом!!!
Матрос спасает ребёнка
(выполняют указания капитана)
Ш.-Да я вижу остров.
Ш.- Есть причалить к острову.
(все любуются островом)
Д.- Здравствуйте. Почему вы плачете?
Д.- А это не ваш ребенок
Д.- Мы плыли на корабле и спасли его, когда он тонул.
Д.- Камешки, ракушки, водоросли, рыбки.
Д.-Налить воды.
(говорят спасибо, прощаются с островитянами)
Ш..-Есть лево руля! Полный вперёд! Ш..- Товарищ, капитан, на горизонте показался порт « Радуга». К..- Стоп, машина! Сбросить якорь! М.- Есть сбросить якорь! К.— Команда , стройся! Благодарю всех за отличное путешествие!.
|
Цель: Закрепление знаний детей полученных в игровой деятельности
Подведение итогов деятельности Педагогическая оценка результатов деятельности детей |
3 часть – заключительная В.- Дети, вам понравилось увлекательное путешествие на корабле? Что вам больше всего запомнилось? -А что нового вы сегодня узнали? -А с какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться?
Вы сегодня отлично играли! И были прекрасными путешественниками.
|
Ответы детей. |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности ( 3мин.) |