Распоряжение по инновационным площадкам 2020
Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 18.04.2024 № 55-493-мр
Положение об инновационной деятельности
Региональная инновационная площадка
Наименование проекта (программы) организации-соискателя: «Создание образовательной среды с этнокультурным компонентом, способствующей социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста».
Период реализации проекта (программы): 2024 – 2026 год.
Направление деятельности инновационной площадки, в рамках которого реализуется представленный проект (программа): аппробация и внедрение в условиях этнокультурной среды в ДОУ:
— элементов содержания образования, педагогических технологий, форм, методов и средств обучения;
— парциальных, дополнительных образовательных программ.
Цель проекта (программы): создать образовательную среду с этнокультурным компонентом, способствующую социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
Задачи проекта (программы):
- Провести исследования образовательной среды ДОО и сделать анализ с позиции условий этнокультурного компонента.
- Обновить содержание основной образовательной программы и разработать вариативные программы дополнительного образования в части социально – коммуникативного развития в условиях этнокультурной среды.
- Аппробировать и внедрить в образовательный процесс технологии, методы, формы работы, способствующие развитию социально — коммуникативных компетенций детей в условиях этнокультурной среды.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по проблеме создания этнокультурной среды, способствующей повышению социально – коммуникативных компетенций воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями, социальными партнерами в рамках создания этнокультурной среды в ДОО.
- Масштабировать опыт реализации проекта в кругу широкой педагогической общественности .
Руководитель проекта Инкеева Раиса Романовна, заведующий
Модераторы проекта Хамнуева Наталья Михайловна, заместитель заведующего по ОВР; Петрова Екатерина Сергеевна, руководитель МО
В течении работы над проектом создается образовательная развивающая среда в детском саду:
«Русская изба» — создание мини-музея, оформленного в стиле убранства русской народной избы с целью ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
На основе народной культуры бурятского народа создана комната бурятской культуры, целью которой является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Деятельность мини–музея является источником приобщения детей к истории, культуре и традициям бурятского народа.
«Татарская изба» — создание мини-музея, оформленного в стиле убранства татарской избы с целью ознакомления детей с бытом татарской избы и традициями татарского народа; обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о татарском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Музей кукол в национальных костюмах создан показать детям , каких разных национальностей бывают народы мира, познакомить ребят с историей костюмов и их национальным орнаментом.
Создание этнокультурной среды в группах – внесение этнокультурного компонента в игровые центры. В каждой группе ДОУ педагоги оформили уголки по патриотическому воспитанию с элементами этнокультурного направления: куклы в национальных костюмах, макеты жилища бурятского, татарского и русского народов.
На участках детского сада также организована образовательная среда по ознакомлению детей с бытом и костюмами – кукла в бурятском стиле, кукла в русском стиле и кукла в татарском стиле.
Включение педагогами в образовательную деятельность элементов по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством и истоками народной культуры, традициями, играми.
В течении года прошли такие проекты как «Сагаалган», «Масленица», «Сабантуй». У нас в детском саду стало традицией — проведение и ознакомление детей с фольклорными традициями (проведение народных праздников).
https://cloud.mail.ru/public/o61h/D2EqgrUeR
https://cloud.mail.ru/public/8GeV/FKXRfMzne
https://cloud.mail.ru/public/iNhg/esFxw1zQz
https://cloud.mail.ru/public/2pXq/7BSXEryij
https://cloud.mail.ru/public/6U31/Gumga33DK
https://cloud.mail.ru/public/bVDU/oFS5emG4X
https://cloud.mail.ru/public/6U31/Gumga33DK
https://cloud.mail.ru/public/12jM/JDgsAz13Y
https://cloud.mail.ru/public/iNhg/esFxw1zQz
https://cloud.mail.ru/public/8GeV/FKXRfMzne
https://cloud.mail.ru/public/o61h/D2EqgrUeR
https://cloud.mail.ru/public/2pXq/7BSXEryij
Социологический опрос родителей по реализации проекта
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры.
В игре ребенок получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Культура народов разных национальностей чрезвычайно богата играми. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаѐтся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Пособие «Сборник народных игр» , (рецензия ) рекомендован к использованию в воспитательно — образовательном процессе. Рассмотрен на педагогическом совете протокол №4 от 24.05.2024 года
Педагогами составлены и апробированны с детьми картотеки нардных игр:
Участие детей в конкурсах разного уровня
- Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Воспитатели России». Федеральный этап (Диплом II cтепени) . Сольное выступление, бурятский танец «Наездница» https://cloud.mail.ru/public/v7um/godnZvneh
- Первый Всероссийский музыкальный фестиваль «Воспитатели России». Федеральный этап (сертификат участника) Вокал: сольное выступление, песня «Топни ножка моя!» https://cloud.mail.ru/public/bVDU/oFS5emG4X
- Муниципальный конккрс мультфильмов «В лесу родилась елочка», номинация: «Лучший мультфильм на бурятском языке» (Грамота, 2 место)
- Муниципальный конккрс мультфильмов на родном (бурятском) языке «Сказки пяти пальцев» (Грамота, 2 место)
- Всероссийский творческий конкурс «Планета мультфильмов», номинация «Мультфильм на родном языке» (Диплом, 2 место)
- Окружной межмуниципальный заочный конкурс «Лучшая образовательная организация с этнокультурной составляющей»(Грамота, 1 место)
Участие педагогов в конкурсах разного уровня
№ | ФИО педагога | Название конкурса | уровень | Результат |
1 | Петрова Екатерина Сергеевна | «Лучшая методическая разработка» — в рамках проектной деятельности | Приказ №210/6 от 26.12.2023 г.
Муниципальный |
1 место |
2 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучшая методическая разработка» — авторская разработка учебно – методического пособия | Приказ №210/6 от 26.12.2023 г.
Муниципальный
|
2 место |
3 | Петрова Полина Александровна | «Лучший педагог этнокультурного образования ДОО» | Грамота
Март 2024 Муниципальный |
1 место |
4 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучший педагог этнокультурного образования ДОО» | Грамота
Март 2024 Муниципальный |
2 место |
5 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучший педагог этнокультурного образования ДОО» | Грамота
Апрель 2024 Окружной |
1 место |
6 | Биртанова Мария Викторовна | «Лучший учитель родного языка и родной литературы» | Региональный
Приказ №131 от 13.06.2024 |
Лауреат |
5 марта 2024 года в детском саду прошел муниципальный марафон «Грани педагогического мастерства», где приняли участие педагоги дошкольных образовательных учреждений района. Воспитатели поделились опытом работы — это занятия, мастер — классы и доклады.
24 апреля в МБДОУ «Осинский детский сад №2» прошел окружной марафон «Грани педагогического мастерства». Педагоги нашего сада поделились своими наработками. Биртанова Мария Викторовна, воспитатель, поделилась своей методической находкой и показала мастер — класс педагогам «Изготовление развивающего планшета»; Багинова Баирма Гуруевна, педагог дополнительного образования продемоснстрировала игровое пособие «По тропам Гэсэра».
Методическое пособие «Сборник методических разработок по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста» , (рецензия) рекомендован к использованию в образовательном процессе. Рассмотрен на педагогическом совете протокол №1 от 30.08.2024 года.
23 октября прошла стажировочная площадка по теме «Реализация этнокультурного компонента в различных видах образовательной деятельности». Одним из важнейших направлений работы детского сада является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента.
Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать большое влияние на духовное-нравственное развитие ребенка.
Мероприятие, в статусе эксперта, посетила Сергеева Татьяна Сергеевна, заведующая лабораторией сопровождения проектов и программ на уровне дошкольного образования ГАУ ДПО ИРО. В работе стажировочной площадки приняли участие 39 педагогов дошкольных образовательных организаций.
В соответствии с заявленным проектом воспитатели показали три направления своей работы. По первому направлению были представлены занятия с детьми «Чудо — напиток — тараг» и «Русские народные головные уборы», «Золотая хохлома». По второму направлению работы показали мастер-классы с педагогами «Народные игры как средство приобщения детей к традиционной культуре своего народа» — «Башлык», «Бурятские обереги», «Народные игры». И третьим направлением работы представили ярмарку с участием детей — «Сундучок добра», демонстрирующая одну из форм работы с родителями. Родители воспитанников подготовили изделия ручной работы в русском, бурятском и татарском национальном стилях, так же блюда национальной кухни. Воспитанники показали небольшой красочный концерт.
По итогам стажировочной площадки, проведенная работа получила у коллег высокую оценку и положительные отзывы. (приглашение на стажировочную площадку)
Фрагмент ярмарки https://cloud.mail.ru/public/NuHq/HcfZLi1Jh
31 октября в рамках межрегионального сотрудничества в области полингвального образования между Иркутской областью (Осинский муниципальный район) и Республикой Саха (Якутией) детский сад посетила делегация из Якутии. Педагоги поделились опытом работы: гости посетили занятия, активно принимали участие в мастер-классе по играм. Также гостям были подарены сборники, составленные и аппробированные педагогами и прошедшие рецензию (программа)
31 октября в дистационном формате прошел круглый стол — общественно-профессиональное обсуждение в форме коллективной дискуссии по проекту»Формирование гражданской идентичности и межэтнических отношений в поликультурном образовательном пространстве дошкольной образовательной организации». Заведующая Инкеева Раиса Романовна выступила с демонстрацией опыта по работе инновационной деятельности «Создание образовательной среды с этнокультурным компонентом, способствующей социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста».
28 и 29 ноября 2024 года на площадке ГАУ ДПО ИРО проходила образовательная стажировка «Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования: эффективные практики». Педагоги поделились с коллегами своими интересными находками. Биртанова Мария Викторовна поделилась своей методической находкой «Развивающий планшет», рассказала педагогам о работе с данным планшетом, его основными функциями и задачами в работе с детьми. Следующим был представлен мастер-класс в форме импровизированного бурятского праздника «Зоохэй наадан», что в переводе означает «Сметанная вечеринка». Хамнуева Наталья Михайловна и Петрова Екатерина Сергеевна рассказали о самом празднике, как он проводился и проводится до сих пор. Что интересно, празднование «Зоохэй наадан» отмечают только буряты Иркутской области. Ни один праздник не обходится без игр. Инструктор по физической культуре Тупицына Татьяна Васильевна провела спортивные игры «Загони овец», «Стрельба из лука». Багинова Баирма Гуруевна познакомила коллег с национальной народной бурятской игрой «Шагаай наадан», в переводе означает «Игра в кости».
Ссылка на виртуальный музей ДОУ https://vk.com/club223555529